Дисфазия развития у детей

Содержание
  1. Моторная дисфазия развития у детей: что это такое? Лечение, прогноз на будущее
  2. Что такое дисфазия развития?
  3. Виды дисфазии
  4. Симптомы
  5. Причины
  6. Лечение
  7. Ожидаемый прогноз на будущее
  8. Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции
  9. Что такое афазия и ее разновидности
  10. Причины появления симптома
  11. Механизм развития моторной афазии
  12. Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений
  13. Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий
  14. Дисфазия у детей
  15. Диагностика речевых расстройств
  16. Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде
  17. Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств
  18. Алалии
  19. Моторная алалия
  20. Сенсорная алалия
  21. Дисфазия развития. Моторная дисфазия. Сенсомоторная дисфазия
  22. Причины дисфазии
  23. Симптомы дисфазии
  24. Диагностика дисфазии
  25. Коррекция дисфазии

Моторная дисфазия развития у детей: что это такое? Лечение, прогноз на будущее

Дисфазия развития у детей

Дисфазия у ребенка проявляется главным образом отсутствием речи. Все остальные сопутствующие симптомы подтверждают данный диагноз. Разобраться в причинах заболевания и принципах лечения поможет опытный детский врач. От правильно подобранной терапии зависит прогноз на будущее.

Что такое дисфазия развития?

Под дисфазией понимают стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка. Связана такая патология с определенными органическими поражениями в коре головного мозга, который отвечает за развитие речевых навыков.

Дисфазию нередко путают с афазией, при которой ребенок перестает говорить в связи с утратой навыков речи.

Происходит это в результате тяжелых травм, заканчивающихся сотрясением, заболеваний сосудов или операции на коре головного мозга, а также при его опухолях.

Дисфазия всегда начинает проявляться в перинатальном или раннем периоде развития речевых навыков у младенца.

Степень тяжести заболевания при обращении к врачу устанавливается исходя от времени поражения систем головного мозга. Самым опасным периодам считается 3 – 4 месяц беременности.

Ребенок при таком заболевании не только не может разговаривать, но и зачастую плохо понимает речь окружающих людей.

СПРАВКА! Дисфазию в российской классификации болезней именуют как алалия. Этот термин нельзя путать с распространенным заболеванием дислалией, при котором речь у ребенка имеется, но сильно искажена. Различные источники также дают однотипные названия для дисфазии – это «ранняя детская дисфазия» или «дисфазия развития».

Виды дисфазии

Выделяют несколько видов дисфазии:

  • Моторная. При этом заболевании в головной коре происходят изменения, приводящие к невозможности выражать свои мысли словами. При тяжелых формах дети не в состоянии начать говорить, а могут только издавать отдельные не членораздельные звуки. При этом они сохраняют способность выражать свои эмоции и чувства через жесты и интонацию. Многие дети с диагностированной моторной дисфазией могут говорить до 7 лет, но у них наблюдается неправильная постановка речи, сбивчивость в выражении чувств, путаница в словах. Трудности устной речи, как правило, сопровождаются с проблемами в чтении и в написании букв. Мысленные образы у больного ребенка формируются четко, но выразить их языком или в письменном виде ему не удается.
  • Сенсорная. Больной малыш с трудом понимает чужую речь и не до конца осознает смысл отдельных слов и фраз. Процесс восприятия похож на то, как будто бы с ним говорит иностранец. Информацию донести до ребенка возможно лишь обрывками отдельных фраз, состоящих не более из 2-3 слов. При этом, чем спокойнее и монотоннее голос, тем больше шансов усвоить смысл сказанного. Вместе с трудностью восприятия и понимания речевой информации у ребенка наблюдается забывчивость. Он не способен разборчиво прочитать текст, даже если сам его написал.
  • Сенсомоторная. Нарушение речи затрагивает моторные и сенсорные нарушения. Дети с таким диагнозом не в состоянии ни понять слова и выражения, ни выразить свои эмоции внятной речью. Патология не дает полноценно развиваться вербальным и невербальным навыкам коммуникабельности.

Симптомы

Симптоматика детской дисфазии различна и зависит от возраста и индивидуальности конкретной личности. Первыми признаками проявления заболевания служит тот факт, что малышу сложно дается высказать свою мысль, он долго подбирает нужные слова, чтобы выразить эмоцию или желание.

Речь при этом медленная, тягучая и отрывистая одновременно. Ребенок не способен говорить длинный монолог. Чтобы произнести отдельную фразу из 3 – 5 слов, ему требуется чуть ли не полминуты времени. Уловить смысл монолога ребенка удается с трудом.

ВНИМАНИЕ! Характерным признаком моторной дисфазии является пропуск коротких слов и предлогов. В его речи присутствуют лишние звуки и бессмысленные словосочетания. В письменном виде больной ребенок допускает массу грамматических ошибок в элементарных словах, не говоря уже о знаках препинания. При этом может менять хаотично порядок слов.

Со стороны восприятия речи и эмоций других людей у ребенка наблюдаются следующие симптомы:

  • тщетно пытается воспринять смысл слов, делая при этом соответствующую гримасу;
  • иногда кажется, что малыш понял сказанное, но в итоге он просто отстраняется от непонятной информации и уходит глубоко в себя;
  • прежде чем что-то ответить, он очень долго думает, а при просьбе медленно ее выполняет;
  • может невпопад что-то резко ответить на элементарную просьбу;
  • совершенно не воспринимает быструю речь, а еще больше не любит активной жестикуляции при этом;
  • грамматика дается очень непросто, ошибки в письме неизбежны.

На раннем этапе проявления у младенца симптомы заболевания проявляются в виде несвязного лепета и отсутствия привычки подражать произносимым извне звукам.

Такое поведение наблюдается, как правило, на первом или втором году жизни. После 2,5 лет развитие затормаживается. Словарный запас не пополняется и, в итоге, скуднеет.

После трех лет такого ребенка невозможно научить обобщать слова в фразы и различать такие понятия, как синонимы и антонимы.

Причины

Причинами развития моторной дисфлазии являются:

  • Воздействующие факторы на плод у беременной женщины. Частые ионизирующие излучения, такие как рентген, могут негативным образом сказаться на правильном формировании головного мозга малыша. Если мать во время вынашивания плода женщина пила алкоголь, была подвержена воздействию бытовых токсинов или наркотических веществ, то вероятность патологии увеличивается. При наличии у будущей матери таких инфекционных заболеваний, как сифилис, краснуха, токсоплазмоз или цитомегаловирусная инфекция, нарушается развитие плода.
  • Травмы головного мозга ребенка в результате родовой деятельности. Например, удушье, сдавливание головы малыша акушерскими щипцами и, как следствие, внутричерепное кровоизлияние.
  • Недостаток йода в рационе ребенка в раннем возрасте (в утробе и на стадии роста до 2 – 3 лет).
  • Аутизм.

ВАЖНО! Сосудистые поражения головного мозга в результате травм могут возникнуть из-за проблем с полноценным кровоснабжением. Травмирование может иметь открытый или закрытый вид. Все они приводят к нарушению речевых центров. Область поражения головного мозга при моторной дисфазии обширна и поддается только длительному лечению.

Лечение

В качестве терапии больному моторной дисфазией ребенку необходимо наблюдаться у логопеда. Специальные техники помогут малышу сформировать и развить речь, установить правильное произношение отдельных слогов и фраз. Помимо этого, малышу назначаются ноотропные препараты, которые улучшают питание клеток головного мозга.

Обязательным этапом лечения служит проработка речевых и смежных навыков. Специально подобранные алгоритмы помогут скомпенсировать имеющиеся нарушения. В начальных и средних классах с детьми, имеющим диагноз моторная дисфазия, проводят занятия с репетиторами. Такие детки также нуждаются в помощи психолога, психотерапевта и трудотерапевта.

Лечение необходимо проводить на ранней стадии диагностирования заболевания, сразу же после обнаружения соответствующей симптоматики. Родители должны использовать максимально корректный подход для лечения своего ребенка, применяя техники, которые назначит логопед и лечащий врач.

Ожидаемый прогноз на будущее

При разрушительных процессах на мозговую активность ребенка, при моторной дисфазии все же сохраняется интеллект. У некоторых ребятишек он даже имеет очень высокий показатель, но когнитивных нарушений избежать все-равно непросто.

Маленькие дети практически всегда отличаются нарушенным абстрактным мышлением и восприятием действительности такого плана.

Обобщение информации им дается тяжело, поэтому даже при полноценном лечении они отстают от своих сверстников по скорости усвоения школьного материала.

СПРАВКА! Моторная дисфазия всегда несет в себе последствия нарушения концентрации и внимания. Ребенок практически никогда не может выделяться среди сверстников, так как постоянно отстает от них в развитии и речевом и умственном.

Если моторная дисфазия не будет компенсирована к школьному возрасту, то могут возникнуть такие поведенческие проблемы, как самоизоляция в обществе и семье, отчуждение от сверстников, враждебное отношение к окружению, вспыльчивость и неконтролируемая тревога.

Моторная дисфазия развивается у детей с нарушенным мозговым кровообращением. Это может произойти во время вынашивания мамой плода, либо в более поздний срок (в 1,5 -2 года). Своевременная диагностика и лечения приносят хороший результат, позволяют ребенку хоть немного адаптироваться в окружающем мире.

Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции

Дисфазия развития у детей

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.

Что такое афазия и ее разновидности

Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.

При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение ых связок или гортани.

Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:

  • Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апраксия).
  • Афферентная – характеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.

В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.

Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.

Причины появления симптома

Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:

  • Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
  • Закрытая или открытая травма ЦНС.
  • Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
  • Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
  • Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгеймера, Пика, паркинсонизм).
  • Состояние после операции на головном мозге.

Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий.

Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит).

Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.

Механизм развития моторной афазии

В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.

Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.

функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов.

За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой.

Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.

При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная.

При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору.

Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.

Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.

Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений

Существует 4 степени тяжести симптома:

  • Легкая.
  • Умеренная.
  • Выраженная.
  • Тотальная.

При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.

Умеренная дисфазия характеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.

Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.

Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.

Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий

При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная характеристика двух главных видов дисфазий.

Дисфазия Брока (моторная)Дисфазия Вернике (сенсорная)
Больной запинается, говорит прерывистоРечь быстрая и плавная
Пациент склонен повторять отдельные слова или целые фразы (персеверация)Персеверация не характерна
Нарушен синтаксис и грамматикаСинтаксис и грамматика сохранены
Больной неправильно произносит звукиПациент придумывает новые слова
Понимание речи не нарушеноДефект понимания письма и говорения

После того как доктор определил вид расстройства, он обращает внимание на сопутствующие клинические проявления. При инсультах редко возникает изолированная эфферентная афазия. Обычно она сопровождается нарушением движений в конечностях (парезом) или полным их обездвиживанием (плегией). У некоторых пациентов нарушена чувствительность половины туловища (гемигипестезия).

Характерно нарушение двигательной активности в правых конечностях, так как у большинства людей центры Брока и Вернике расположены в левом полушарии. А при наличии дефекта в головном мозге расстройства движений и чувствительности наблюдаются с противоположной стороны.

Дисфазия у детей

Моторная и сенсорная афазии чаще всего развиваются у взрослых, но и дети не застрахованы от этой проблемы. У пациентов старшего возраста самая распространенная причина – сосудистые изменения в головном мозге. У ребенка в основе лежат другие этиологические факторы:

  • Внутриутробное заражение инфекциями матери (краснуха, сифилис, цитомегаловирус, токсоплазмоз).
  • Воздействие на плод ионизирующего излучения или химических агентов.
  • Недоедание во время беременности или дефицит йода.
  • Родовая травма.
  • Асфиксия при прохождении по родовым путям.
  • Дефицит питательных веществ в рационе ребенка раннего возраста.
  • Аутизм.

У детей с дисфазией поздно появляется речь. Они имеют бедный словарный запас. Дети молчаливы, но при этом активно используют мимику и жесты. Для некоторых маленьких пациентов характерна эхолалия – повторение только что услышанных слов и звуков без понимания их смысла.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства.

После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно.

Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы.

Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента.

Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Восстановительные программы при разных видах речевых расстройств

Коррекционные методики отличаются в зависимости от вида моторной афазии. При афферентной дисфазии работа направлена на восстановление артикуляции отдельных звуков. При сенсорном речевом расстройстве специалисты возобновляют способность к реализации серий артикуляционных движений. Сначала необходимо лечить расстройства устной речи, а потом возвращать возможность писать.

Выбор программы также зависит от степени выраженности дефекта. В таблице ниже приведены примеры логопедических методик в зависимости от вида и тяжести дисфазии.

Афферентная моторная афазия
Грубые нарушения речи
  1. Устранение нарушений понимания бытовой речи.
  2. Растормаживание речевой активности.
  3. Стимуляция произношения элементарных слов и фраз для бытовой коммуникации.
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов и простых фраз.
  2. Коррекция грамматики и семантики речи.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произносительного аспекта речевой функции.
  2. Формирование сложной, развернутой речи.
  3. Восстановление способности к произношению сложных логических оборотов.
Эфферентная моторная афазия
Грубые нарушения речиМетодика соответствует таковой при афферентной дисфазии
Нарушения средней тяжести
  1. Преодоление нарушений произношения отдельных слов.
  2. Восстановление говорения фраз.
Расстройства легкой степени
  1. Продолжение регулирования произношения.
  2. Восстановление развернутой, сложной, плавной речи.

Прогноз при моторной афазии зависит от степени поражения тканей мозга, величины очага. В целом он условно благоприятный. При своевременных и качественных коррекционных мероприятиях, ранней медицинской помощи выраженность симптома существенно уменьшается.

Алалии

Дисфазия развития у детей

Это статья № 3 из серии «Нарушения развития речи у детей и их коррекция»

Статья № 1: «Нарушения развития речи у детей»
Статья № 2: «Классификации нарушений развития речи у детей»
Статья № 4: «Заикание»
Статья № 5: «Лечение нарушений развития речи у детей»

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза.

Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов.

В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3–4 лет.

При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей.

Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Моторная алалия

Моторная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального генеза. У ребенка имеются нарушения артикуляционного праксиса и организации речевых движений, поэтому речевое развитие задерживается.

Наблюдаются поиски артикуляции, неумение выполнить определенные артикуляционные движения и их последовательности. Ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое.

Это ведет к обилию в речи ошибок, перестановок, персевераций (многократное повторение одного и того же слога или слова).

Вследствие этого у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии парезов артикуляционной мускулатуры самостоятельная речь долго не развивается, либо она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Уже в раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, подчеркивают, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.

Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности, возникающие у детей в овладении структурой слова, становятся более заметными.

Речь замедленна. В речевом потоке много оговорок, на которые дети обращают внимание и пытаются исправлять ошибочно сказанное — особенно по мере своего развития.

Примеры искажений слов: пуговица — «кубыка», «пузыка», «пузувиса», «кубиска»; февраль — «фраль», «вираль», «фараль».

Словарный запас формируется медленно, искаженно, часто встречается неправильное использование слов. Характерны замены слов по внешним признакам предмета или действия: стирает-моет, топор-молоток, чашка-стакан и т. д. Дети не умеют пользоваться синонимами, антонимами, обобщающими словами. Узок и однообразен запас прилагательных, наречий.

Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Ребенок не может объяснить значение слов, не умеет пользоваться средствами словообразования.

В своих высказываниях дети затрудняются в согласовании слов, использовании родовых и числовых окончаний, не используют предлоги и союзы. Их фразы состоят из неизменяемых слов («Книга, Таня!» и жест просьбы), что делает их понятными только в определенной ситуации.

В предложениях нарушены количество и порядок слов, ребенок отвечает одним-двумя словами (преимущественно номинативными предложениями-существительными в правильном или искаженном падежном варианте) в сочетании с жестом.

Несформированность структуры предложения является при алалии следствием незрелости внутренних речевых операций — выбора слова и построения плана высказывания.

Отмечается системность недоразвития всех сторон и функций речи. Наблюдаются трудности построения фразы, усвоения грамматического строя, недостаточность развития подражательной деятельности (в том числе подражательно-речевой) и всех форм произвольной речи. Дети не в состоянии постепенно переводить знакомые слова из пассивного словаря в активный.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка. Речь при алалии не является полноценным средством коммуникации, организации поведения и индивидуального развития. Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер.

В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность, у них отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам.

Некоторые дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит к тому, что они стараются обойти речевые трудности, отказываются от речевого общения, охотнее пользуются жестами.

Речевая неполноценность «выключает» ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия (дисфазия) — системное недоразвитие импрессивной речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора.

Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием.

Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия.

По-видимому, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны.

В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое может препятствовать нормальному речевому развитию, а также с аутизмом.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной.

  • В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям.
  • В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, следствием чего становится неправильная реакция.

Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора — происходит «чтение с лица». Иногда ребенок понимает только определенного человека — мать, педагога — и не понимает, когда-то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким.

Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами.

Понимание значений слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон — «сон», «вылон», «сылон», «салон».

Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии.

С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой — ошибки ведут к многочисленным поискам нужных кинестезий.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов — своеобразная логорея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания (эхолалии), при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах отмечаются многочисленные ошибки в ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется.

Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен.

Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Из-за неустойчивости понимания значений слов дети, получив словесные инструкции, действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей сформирована собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок.

Дети не контролируют собственную речь, употребляют слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер.

Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен, пропусков, персевераций, соединений частей слов между собой (контаминаций).

В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля над собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом или сенсомоторной алалии.

Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

Заваденко Н. Н., ДМН, профессор РГМУ, Москва
http://www.lvrach.ru

Далее:
Статья № 4: «Заикание»
Статья № 5: «Лечение нарушений развития речи у детей»

А так же:
Статья № 1: «Нарушения развития речи у детей»
Статья № 2: «Классификации нарушений развития речи у детей»
Статья № 3: «Алалии»

Дисфазия развития. Моторная дисфазия. Сенсомоторная дисфазия

Дисфазия развития у детей

Дисфазия – это стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие.

В отличие от афазии, при которой происходит утрата уже сформировавшейся речи (вследствие травм, сосудистых заболеваний мозга, опухолей, операций на мозге и т.п.), дисфазия начинает развиваться в пренатальном периоде или на раннем доречевом этапе развития ребёнка.

Степень тяжести заболевания зависит от того, в какое именно время произошло поражение головного мозга, наиболее опасный период – 3-4 месяц беременности.

В российской классификации болезней это заболевание называется алалия (не путать с дислалией – искажением речи, звукопроизношения, которое до 5 лет не считается грубым нарушением речевого развития), также в разных источниках можно встретить названия: «дисфазия развития» или «ранняя детская афазия».

Причины дисфазии

Дисфазия может быть вызвана одной или несколькими причинами:

  • интоксикация плода во время беременности вследствие употребления матерью алкоголя, никотина, наркотиков или больших доз лекарственных средств, также вследствие отравления химическими веществами, бытовыми токсинами;
  • перенесённые во время беременности заболевания, инфекции (сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и т.п.);
  • неполноценное и скудное питание беременной (например, острая нехватка белка);
  • дефицит йода у мамы во время беременности;
  • резус-конфликт, иммунологическая несовместимость крови у матери и ребёнка;
  • родовая травма головного мозга новорожденного;
  • черепно-мозговые травмы у ребенка в доречевом периоде;
  • асфиксия плода в пренатальный период или при рождении;
  • генетическая, наследственная предрасположенность;
  • нейроинфекции.

Симптомы дисфазии

Большинство симптомов дисфазии является неспецифическими и характерными для очень многих диагнозов, связанными с речевыми дисфункциями. Каждый конкретный случай необходимо оценивать в комплексе с уточнением структуры дефекта и по наличию сразу нескольких симптомов:

  • позднее появление лепета и отсутствие звукоподражания на первом-втором годах жизни («мяу», «бабах», «ам», «гав»);
  • скудный словарный запас после 2.5 лет;
  • отсутствие в речи обобщающих слов, синонимов, антонимов после 3-х лет;
  • излишняя молчаливость (кажется, что ребёнок всё понимает, а говорить просто не хочет);
  • проблемы с полным произнесением слов и предложений у детей старше 5 лет (ребёнок искажает слова, произносит только первый слог);
  • частичное или полное непонимание речи других людей у детей старше 2-х лет, отсутствие интереса, к ней (ребёнок может неправильно реагировать на какие-то просьбы, не отзываться на собственное имя, во время разговора он внимательно смотрит на рот собеседника, будто старается читать по губам)
  • ребёнок с дисфазией часто использует для общения мимику и жесты, заменяя ими слова;
  • для детей-дисфатиков характерны такие речевые расстройства, как эхолалия (постоянное повторение новых, только что услышанных слов, которое происходит автоматически и не поддаётся контролю) и логорея (патология речи, проявляющаяся в чрезмерном многословии, речевом возбуждении).

Диагностика дисфазии

Ребёнок с любой формой дисфазии нуждается в обследовании психолога, нейропсихолога, логопеда и невролога. Обращаться за помощью к специалистам нужно, если речь ребёнка развивается с выраженным отставанием от нормы. Однако не стоит бить тревогу раньше времени, развитие речи – процесс индивидуальный.

Диагностику дисфазии рекомендуется проводить у детей не младше 2,5-3 лет. Неврологическое обследование позволяет определить степень поражения мозга.

Для верной постановки диагноза специалистам необходимо исключить сходные по симптоматике патологии: задержку речевого развития, дизартрию, мутизм, тугоухость, аутизм, детскую депрессию, умственную отсталость. Логопед оценивает состояние речи, объём словарного запаса, состояние артикуляционного аппарата, уровень понимания обращённой речи.

Нейропсихолог определяет дисфункциональные зоны головного мозга, участвует в постановке диагноза и выявлении сопутствующих нарушений, планировании коррекционной работы; при необходимости – в проведении занятий с ребёнком.

Коррекция дисфазии

Дисфазия – заболевание, которое само не пройдёт и с возрастом не сгладится. Не стоит ожидать, что со временем ребёнок «перерастёт» и сам сообразит, как говорить, или начнёт хорошо понимать окружающих.

Напротив, если не предпринимать никаких действий, состояние ребёнка только усугубится, к нему добавятся новые диагнозы.

У детей, страдающих моторной дисфазией, развиваются проблемы с равновесием, возникают двигательная расторможенность и неуклюжесть (диспраксия, дисфункция сенсорной интеграции – сопутствующие нарушения).

Все дисфатики испытывают проблемы эмоционального характера, сложности адаптации в социуме, в школе страдает успеваемость, развиваются дислексия, дисграфия и дискалькулия. Часто такие дети понимают свою проблему, стесняются её, замыкаются в себе, становятся угрюмы, молчаливы или, наоборот, излишне взбудоражены, даже агрессивны.

Дисфазия требует коррекционной работы, приступать к которой нужно как можно раньше, тогда желаемый эффект будет достигнут быстрее. Самый благоприятный период – от 2,5 до 5 лет. Благодаря пластичности детского мозга здоровые клетки со временем начинают выполнять функции поражённых, в мозге образуются новые нейронные связи.

При дисфазии, не осложнённой какими-либо сопутствующими нарушениями, достаточно интенсивных (2-3 раза в неделю) занятий с логопедом. Коррекционная работа проходит в несколько этапов (постепенный выход из дисфазии и устранение её последствий). Это процесс длительный и трудоёмкий. Продолжительность коррекции зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных особенностей ребёнка.

Специалист вызывает речь, учит ребёнка понимать слова, расширяет его словарный запас, объясняет, как правильно строить грамматически верные предложения (сначала простые, потом всё сложнее). Также логопед проводит работу с родителями, объясняет им, как общаться с ребёнком дома, так как без их поддержки логопедическая работа будет малоэффективна.

Родители должны мягко побуждать ребёнка к речи в быту, в игре. Необходимо употреблять в общении простые слова, комментировать каждое действие (например: «мы идём гулять, мы моем руки» и т.п.), говорить нужно чётко, как можно чаще обращаться к ребёнку, вместе рассматривать и называть разные предметы (игрушки, мебель и проч.).

Ни в коем случае нельзя давить на ребёнка, требовать от него («ну-ка, повтори!»), стыдить и ругать его за то, что он не справляется с тем или иным словом.

Нередко дисфазия осложнена сопутствующими интеллектуальными, когнитивными или психическими нарушениями. Тогда, в зависимости от их характера, к коррекционной работе, помимо логопеда, присоединяются такие специалисты, как психолог/нейропсихолог, невролог и дефектолог. Они вместе планируют и выстраивают комплексную коррекцию.

Также при дисфазии (особенно сенсорной) показаны сеансы Томатис-терапии и занятия с аппаратом Forbain (между сессиями Томатиса, для усиления эффекта).

В целом дисфазия хорошо поддаётся коррекции, важно не упустить момент и вовремя обратиться к специалисту.

Подозреваете у своего ребенка данный диагноз? Или нужна помощь в коррекции дисфазии? Обращайтесь к нашим специалистам по тел.: (812) 642-47-02.

О здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: